Январь 11, 2018

ПРОБЛЕМА, ВАЖНОСТЬ КОТОРОЙ НЕДООЦЕНИВАЕТСЯ

Трудно объяснить, почему одни люди решают совершить самоубийство, а другие, находясь в таких же (или еще худших обстоятельствах), не делают этого. Как бы то ни было, значительную часть самоубийств можно предотвратить.
В число ситуаций риска и событий, которые могут спровоцировать совершение суицидальных попыток или самоубийства, входят:

• ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые (даже если при объективном рассмотрении они таковыми не являются). Дело в том, что уязвимые дети и подростки нередко воспринимают самые обычные ситуации как глубоко ранящие;
• разлука с друзьями, любимой девушкой/ парнем, одноклассниками и др.;
• смерть любимого или другого значимого человека;
• межличностные конфликты или потери;
• проблемы с дисциплиной и законом;
• давление, оказываемое группой сверстников, прежде всего, связанное с подражанием поведению других;
• запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли жертвы;
• разочарование успехами в школе, серьезные трудности в учебе;
• высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены);
• нежелательная беременность, аборт и его последствия;
• ВИЧ-инфекция или заражение другой болезнью, передающейся половым путем;
• серьезная физическая болезнь.
Любые неожиданные или драматические изменения в жизни подростка или ребенка, любые внезапные и значительные изменения успеваемости, посещения школы или поведения следует принимать всерьез!

ЗАЩИТНЫЕ ФАКТОРЫ. Защиту от суицидального поведения обеспечивают следующие основные факторы:
Психологический климат семьи:
• хорошие, сердечные отношения между членами семьи.
Личностные защитные факторы:
• хорошие социальные навыки (умение общаться со сверстниками и взрослыми);
• уверенность в себе, в своих силах, убежденность в способности достижения жизненных целей;
• умение обращаться за помощью при возникновении трудностей, например, в учебе;
• стремление посоветоваться со взрослыми при необходимости принятия важных решений;
• способность к усвоению новых знаний.
Социальные факторы:
• участие в общественной жизни, например, в спортивных мероприятиях, членство в обществах, клубах и т.д.;
• хорошие, ровные отношения с товарищами по школе, с учителями.
Формирование положительной самооценки.
Положительная самооценка и чувство собственного достоинства помогает детям и подросткам избегать эмоциональных проблем и уныния, предоставляет им возможность успешного преодоления трудных и травмирующих ситуаций в жизни.
Для выработки у детей положительной самооценки и самоуважения используются различные способы:
• Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще ребенку. Ощущение успешности, достижений в чем-либо, в том числе, прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее.
• Не следует оказывать постоянное давление на подростка или юношу и предъявлять чрезмерные требования в отношении достижения все лучших и лучших результатов (в учебе, жизни и т.д.).
• Взрослым недостаточно только говорить или думать, что они любят своих детей, им следует их действительно любить. Существует большое различие между тем, когда ты чувствуешь, что тебя любят, и когда тебе только часто повторяют, что любят.
• Детей важно принимать такими, какие они есть. Более того, их нужно любить такими, какие они есть. Они должны чувствовать, что их любят не за хорошее поведение и успехи, а потому, что они — дети.
Самоубийство не является громом с ясного неба: учащиеся с суицидальными наклонностями весьма ясно предупреждают окружающих о своих намерениях и оставляют много возможностей для принятия соответствующих мер. А именно – своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой, направление суицидального подростка к врачу общего профиля, детскому психиатру, психологу или в отделение скорой помощи, может спасти его жизнь!

Психолог Осипова С.И.