Польза и вред современных гаджетов

В век современных технологий гаджеты вошли в обиход почти каждой семьи, дети разных возрастов активно пользуются ими, как с целью развлечения, так и для учебы, познания окружающего мира.

Как и везде, в пользовании гаджетами важна мера, «золотая середина». Слишком раннее увлечение гаджетами может привести к нарушению речи у детей. Казалось бы, как это связано?

Мозговая деятельность ребенка развивается с помощью мелкой моторики: рисования, лепки, сборки конструкторов и другими манипуляциями с мелкими предметами.  Также просмотр современных роликов и мультфильмов, в которых картинка меняется каждые 2-5 секунд, рассеивает внимание ребенка, что в дальнейшем может привести к трудностям его сосредоточения. А способность концентрировать внимание – важное условие для обучения любой деятельности.

Рекомендации относительно времени, которое дети разных возрастов могут проводить за гаджетами, несколько разнятся, но в целом сходятся к тому, что:

детям до 2 лет не стоит давать в руки гаджеты;

детям от 2 до 5 лет – 1 час в день;

детям 6-9 лет – 1,5 часа в день;

детям 10-13 лет – 2 часа в день;

детям 14-16 лет допустимо использовать гаджеты до 3 часов в день.

При более длительном использовании гаджетов может развиться зависимость от них. Распознать её довольно просто:

    1. Ребёнок испытывает непреодолимое желание использовать гаджет более 30 минут в день.
    2. У ребёнка резко пропадает настроение, если выделенное на телефон время закончилось или пришлось отдать гаджет.
    3. Резкое улучшение настроения, если разрешили взять гаджет.
    4. Чтобы получить гаджет, ребёнок готов на капризы, истерики, он может торговаться и выпрашивать.
    5. После использования телефона или планшета ему трудно переключиться на другой вид деятельности.
    6. После использования гаджета ребёнок агрессивен и испытывает раздражение.
    7. Ребенок теряет интерес к реальной жизни. Он не хочет гулять, играть в подвижные или настольные игры, рисовать, читать. Эти занятия кажутся скучными и неинтересными в сравнении с впечатляющим виртуальным миром.
    8. Ребенка не интересуют разговоры и обсуждение того, что не связано с гаджетами. Он не задает многочисленные вопросы, что естественно для дошкольного и младшего школьного возраста. Оживляется только при разговорах об играх, которые он играет на своем девайсе.
    9. Ребенок испытывает беспокойство, становится нервным и раздраженным, если приходится провести день без гаджета, не может себя ничем занять.
    10. Ребенок теряет чувство времени и чувство меры, когда проводит время за гаджетом, не соблюдает оговоренные условия и всеми силами стремится быть в сети как можно больше.
    11. Ребенок скрывает то, что он играет. Встает ночью, чтобы играть, а днем в школе чувствует себя уставшим и сонным.
    12. У школьников падает успеваемость, они не стремятся общаться с друзьями, проводить время с семьей. Все их желания сводятся к тому, чтобы уединиться с гаджетом.

Профилактика зависимости от гаджетов

    1. Важно с самого раннего возраста приучать ребенка к соблюдению правил, которые устанавливают родители. Тогда и ограничение времени, проводимого с гаджетами, не будет восприниматься болезненно.
    2. Некоторые родители практикуют кормление малышей во время просмотра и мультфильма. Ребенок, увлеченный мелькающими картинками, послушно открывает рот. Но это приводит к нарушениям пищевого поведения и развитию зависимости от гаджета.
    3. Нельзя использовать гаджеты, как средство от истерик или плохого настроения. Малыш должен учиться справляться с эмоциями самостоятельно, успокаиваться и благополучно переживать трудности.
    4. Родители подают пример ребенку. Свободное время лучше проводить, общаясь с семьей, а не с гаджетом.
    5. Детям всех возрастов нужно общение с родителями, общие интересы и цели. Тогда у них не будет потребности убегать от одиночества в сеть.
    6. Важно обеспечить ребенку интересный и разнообразный досуг, достаточное количество игрушек, спортивного инвентаря, материалов для творчества.
    7. Родителям нужно интересоваться, чем дети занимаются в сети, во что играют, что смотрят, с кем общаются. Уважение к интересам ребенка укрепляет родительский авторитет.

Новые медиа и технологии нужны и важны для подрастающего поколения. Они являются неотъемлемой частью социального взаимодействия в современном мире. Они вовлекают новое поколение не только в просмотр контента, но и в самостоятельное его создание.

Перейти к содержимому