В век современных технологий гаджеты вошли в обиход почти каждой семьи, дети разных возрастов активно пользуются ими, как с целью развлечения, так и для учебы, познания окружающего мира.
Как и везде, в пользовании гаджетами важна мера, «золотая середина». Слишком раннее увлечение гаджетами может привести к нарушению речи у детей. Казалось бы, как это связано?
Мозговая деятельность ребенка развивается с помощью мелкой моторики: рисования, лепки, сборки конструкторов и другими манипуляциями с мелкими предметами. Также просмотр современных роликов и мультфильмов, в которых картинка меняется каждые 2-5 секунд, рассеивает внимание ребенка, что в дальнейшем может привести к трудностям его сосредоточения. А способность концентрировать внимание – важное условие для обучения любой деятельности.
Рекомендации относительно времени, которое дети разных возрастов могут проводить за гаджетами, несколько разнятся, но в целом сходятся к тому, что:
детям до 2 лет не стоит давать в руки гаджеты;
детям от 2 до 5 лет – 1 час в день;
детям 6-9 лет – 1,5 часа в день;
детям 10-13 лет – 2 часа в день;
детям 14-16 лет допустимо использовать гаджеты до 3 часов в день.
При более длительном использовании гаджетов может развиться зависимость от них. Распознать её довольно просто:
-
- Ребёнок испытывает непреодолимое желание использовать гаджет более 30 минут в день.
- У ребёнка резко пропадает настроение, если выделенное на телефон время закончилось или пришлось отдать гаджет.
- Резкое улучшение настроения, если разрешили взять гаджет.
- Чтобы получить гаджет, ребёнок готов на капризы, истерики, он может торговаться и выпрашивать.
- После использования телефона или планшета ему трудно переключиться на другой вид деятельности.
- После использования гаджета ребёнок агрессивен и испытывает раздражение.
- Ребенок теряет интерес к реальной жизни. Он не хочет гулять, играть в подвижные или настольные игры, рисовать, читать. Эти занятия кажутся скучными и неинтересными в сравнении с впечатляющим виртуальным миром.
- Ребенка не интересуют разговоры и обсуждение того, что не связано с гаджетами. Он не задает многочисленные вопросы, что естественно для дошкольного и младшего школьного возраста. Оживляется только при разговорах об играх, которые он играет на своем девайсе.
- Ребенок испытывает беспокойство, становится нервным и раздраженным, если приходится провести день без гаджета, не может себя ничем занять.
- Ребенок теряет чувство времени и чувство меры, когда проводит время за гаджетом, не соблюдает оговоренные условия и всеми силами стремится быть в сети как можно больше.
- Ребенок скрывает то, что он играет. Встает ночью, чтобы играть, а днем в школе чувствует себя уставшим и сонным.
- У школьников падает успеваемость, они не стремятся общаться с друзьями, проводить время с семьей. Все их желания сводятся к тому, чтобы уединиться с гаджетом.
Профилактика зависимости от гаджетов
-
- Важно с самого раннего возраста приучать ребенка к соблюдению правил, которые устанавливают родители. Тогда и ограничение времени, проводимого с гаджетами, не будет восприниматься болезненно.
- Некоторые родители практикуют кормление малышей во время просмотра и мультфильма. Ребенок, увлеченный мелькающими картинками, послушно открывает рот. Но это приводит к нарушениям пищевого поведения и развитию зависимости от гаджета.
- Нельзя использовать гаджеты, как средство от истерик или плохого настроения. Малыш должен учиться справляться с эмоциями самостоятельно, успокаиваться и благополучно переживать трудности.
- Родители подают пример ребенку. Свободное время лучше проводить, общаясь с семьей, а не с гаджетом.
- Детям всех возрастов нужно общение с родителями, общие интересы и цели. Тогда у них не будет потребности убегать от одиночества в сеть.
- Важно обеспечить ребенку интересный и разнообразный досуг, достаточное количество игрушек, спортивного инвентаря, материалов для творчества.
- Родителям нужно интересоваться, чем дети занимаются в сети, во что играют, что смотрят, с кем общаются. Уважение к интересам ребенка укрепляет родительский авторитет.
Новые медиа и технологии нужны и важны для подрастающего поколения. Они являются неотъемлемой частью социального взаимодействия в современном мире. Они вовлекают новое поколение не только в просмотр контента, но и в самостоятельное его создание.