18 марта, 2021

Психологическая готовность к школьному обучению

Многих родителей волнует вопрос: «В каком возрасте лучше отдать ребенка в школу?» Отвечая на него, ориентируйтесь не на возраст ребенка, а на его уровень психологической и физиологической готовности к школьному обучению.
Психологическая готовность к школе – достаточный уровень психического развития ребенка, который дает ему возможность легко адаптироваться к школе, овладевать новыми знаниями, умениями и навыками, проявляя при этом достаточный уровень активности.

Психологическая готовность включает в себя:
Мотивационную готовность (желание идти в школу). Ребенка привлекает роль школьника возможностью получать новые знания, школа вызывает положительный отклик и интерес.
Коммуникативную готовность. Умение вступать в контакт и готовность общаться, преодолевая стеснение и застенчивость.
Произвольность деятельности. Способность сосредоточенно воспринимать новую (даже малоинтересную) информацию, не отвлекаясь на внешние и внутренние раздражители (около 30 минут).
Эмоциональную готовность. Способность понимать, контролировать и выражать своё эмоциональное состояние в соответствии с возрастом.
Психофизиологическую готовность. Ориентация в пространстве (верх-низ, право-лево, над-под), достаточно развитая мелкая моторика.
Интеллектуальную готовность. Высокий уровень развития внимания, операций мышления (классификация, обобщение, исключение), памяти, речи. Сюда же входят общий кругозор и запас конкретных знаний (знание дней недели, пор года, профессии родителей и др.).
Достаточный уровень самооценки. Для дошкольников и младших школьников нормальным считается адекватный либо завышенный уровень самооценки.
Если родители чувствуют, что их ребенок психологически не готов к школьному обучению, то лучше отправить его в школу не в 6, а в 7 лет. У некоторых родителей могут появиться страхи.
Возможные страхи родителей:
1. Все детки из группы идут в школу, а как же он/она без друзей? Придется адаптироваться к другому воспитателю и другим детям. Это будет стресс для ребенка!
Дружба у дошкольников и дружба у взрослых – абсолютно разные вещи, поэтому не переоценивайте ее значение для ребенка.
Ребенок получит больше стресса, если придет в первый класс с недостаточно созревшей нервной системой: не сможет усидеть на месте, сконцентрироваться и запомнить материал, усвоить инструкцию или, даже, удержать ручку. При этом, перегружая себя непосильными, пока, задачами, он может заработать энурез, нервные тики, бессонницу, невроз и другие негативные последствия.
2. Вся группа идет в 6 лет, а моя/мой ребенок «белая ворона», глупее или хуже других?
У всех детей развитие познавательной сферы происходит по-разному. Кто-то готов к школе в 5 лет, а кто-то к 7 годам. И это не хорошо или плохо – это индивидуальные особенности ребенка (так же как цвет глаз, волос, форма носа, овал лица, темперамент и т.д.).
Уровень готовности к школе не равен уровню интеллекта! Он показывает, когда ребенок будет наиболее восприимчив и способен к получению новых знаний.
И помните о том, что ответственность Вы несете только за своего ребенка/детей и с последствиями Ваших решений, какими бы они ни были, встретитесь только Вы, а не другие дети и родители.
3. Не будет ли «лишний» год в саду упущенным временем для развития ребенка?
Нет, не будет. Этот год будет вовсе не лишним, а очень важным и нужным для ребенка. Тут как с посадкой урожая, каждому – свое время.
4. Зачем «терять» год, если программа в первом классе не сложная, ребенок с любым уровнем готовности может с ней справиться?
Программа может быть и не сложная, но только для ребенка, который сможет сфокусироваться на доске, усидеть на месте, выслушать учителя, выполнить задание по образцу, запомнить задание и суметь воспроизвести ответ, то есть быть готовым к школьному обучению.
Для подготовки ребенка к школе Вы можете использовать различные упражнения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, которые помогут ему развить познавательные функции, повысить самооценку и учебную мотивацию, научиться понимать и выражать свои эмоции, развить речевые навыки и навыки общения, понять пространственную ориентацию и др.

Например, для подготовки руки к письму предложите ребенку обводить различные рисунки (здесь воздушные шары) по точкам, как в прописях. После того, как обведет, предложите раскрасить их разными цветами, которые он сам будет выбирать и называть (изучение цвета), посчитать (от 1 до 10, и в обратную сторону). Для развития зрительной памяти, попросите ребенка запомнить, каким цветом разукрашены шарики и, после этого, воспроизвести эти цвета по порядку. Для развития эмоциональной сферы помогите ребенку нарисовать на шариках лица с разными эмоциями (страх, радость, удивление и другие) и назвать их. Можно даже придумать историю, в которой эти эмоции могли у шариков появиться (развитие логически связанной речи, воображения). А еще можно спросить, какой шарик находится левее, а какой – правее.

Казалось бы, такими незамысловатыми упражнениями, Вы поможете развить психическую сферу ребенка, тем самым, подготовить его к школьному обучению.

За оказанием психологической помощи Вы можете обратиться в учреждение здравоохранения «Брагинская центральная районная больница» (корпус стационара), либо позвонив по телефонам:
+375(33)6885213 Королёва Ирина Петровна, +375(29)3722445 Радовская Светлана Ивановна

Телефон «доверия» (экстренной анонимной бесплатной психологической помощи) учреждения «Гомельская областная клиническая психиатрическая больница»
8-0232-31-51-61

Психолог: Королёва И.П.