Социально-психологический портрет несовершеннолетнего, склонного к совершению преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков

В 2021 году следственными органами области рассмотрены либо находятся на рассмотрении около 50 фактов совершения несовершеннолетними преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, по которым задержано 37 учащихся учреждений общего среднего и профессионального образования, из них 14 — девушки, 23 — юноши. Обучаются в учреждениях общего среднего образования — 18, в учреждениях профессионального образования — 17, не учатся и не работают — 2. Воспитываются в полных семьях — 19, в неполных семьях — 12, являются детьми из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — 6 (4 — замещающие семьи, 2 — на государственном обеспечении в учреждениях образования). Воспитываются в многодетных семьях — 6 задержанных. В отношении 6 учащихся имелись сведения о признаках семейного неблагополучия (проводилось социальное расследование) либо были признаны находящимися в социально опасном положении, в отношении 7 задержанных проводилась индивидуальная профилактическая работа. По успеваемости, отношению к учебе характеризуются по-разному, в связи с чем выявить закономерность не представляется возможным.

О роде такой деятельности подростки узнают через сеть Интернет. Практически все подростки были вовлечены в торговлю наркотическими средствами через социальную сеть «Вконтакте» (27 подростков), мессенджер «Телеграм» (З пофостка), а также от знакомы и друзей (7 подростков).

Таким образом, среднестатистический социально-психологический портрет несовершеннолетнего, склонного к совершению преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, имеет следующие черты: юноша, 14-17 лет, учащийся старших классов учреждения общего среднего образования/учреждения профессионального образования, воспитывающийся в семье, имеющей те или иные критерии неблагополучия, не вовлеченный во внеурочную занятость, имеющий негативное отношение к социально полезной деятельности, корыстную мотивацию совершаемых поступков, активно посещающий сеть Интернет, в частности социальную сеть «Вконтакте», ранее не имеющих проблем с законом и не попадавших в поле зрение милиции.

К социально-психологическим факторам риска совершения правонарушений несовершеннолетними относят:

  1. Финансовые/жилищные проблемы: в настоящее время семья переживает финансовые или жилищные проблемы.
  2. Неблагоприятные жилищные условия: у подростка отсутствуют минимально необходимые условия проживания – нет жилья вообще или постоянного места проживания (регистрации).
  3. Культурные/этнические вопросы: семья испытывает трудности, связанные с культурными, этническими или религиозными различиями.
  4. Криминальная наследственность: близкие родственники неоднократно совершали преступные действия.
  5. Эмоциональное и психическое расстройство: один или оба родителя страдают или страдали психическими заболеваниями.
  6. Злоупотребление наркотиками/алкоголем: один или оба родителя страдают или страдали наркотической или алкогольной зависимостью.
  7. Развод: разведены и/или находятся в состоянии развода, у родителей происходит или имел место недавно супружеский конфликт отношений.
  8. Серьезные эмоциональные травмы в семье: связанные со смертью или тяжелой хронической болезнью в семье, распадом семьи, или кризисом схожего типа.
  9. Отсутствие сотрудничества со стороны родителей. Один или оба родителя не интересуются проблемами подростка, не принимают участия в их решении.
  10. Жестокое обращение со стороны отца или/и матери: отец и/или мать проявляют физическое, эмоциональное или сексуальное насилие в отношении кого-то из членов семьи.
  11. Социально-педагогическая запущенность: подросток находится в ситуации отсутствия родительского или общественного контроля; в жизни подростка были периоды, когда он находился без родительского или общественного контроля.
  12. Угроза со стороны третьих лиц: подростку угрожает опасность со стороны других лиц.

Психологические причины преступности несовершеннолетних кроются, главным образом в противоречии между физиологией и психологией. Несовершеннолетние характеризуются опережением в физиологическом развитии и относительным отставанием в психологическом развитии, так что у них в процессе роста встречаются различные противоречия, такие, как противоречие между высокой энергией и низкой способностью саморегулирования, между любопытством и низкой способностью различения; между зрелостью сексуальной функции и отсутствием моральных ценностей; между субъективной оценкой (в том числе самооценкой) и объективной реальностью. Если вышеуказанные противоречия не получают правильного руководства, то они могут выступить мотивацией совершения преступления несовершеннолетним. В характеристике мотивов и целей противоправного поведения несовершеннолетнего в сфере незаконного оборота наркотических средств важно то, что на содержание и направленность принятия волевого решения на совершение соответствующего преступления решающее влияние оказывают: антиобщественные, индивидуальные взгляды личности несовершеннолетнего, весь сложный комплекс ее характеристик социальный, социально-психологический портрет конкретного человека; факторы внешней среды.

Большинство несовершеннолетних, совершающих преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, не имея основных юридических знаний, не знают, являются ли преступлениями совершаемые ими общественно опасные деяния, будут ли они привлечены к уголовной ответственности за данные деяния. У некоторых из них имеются определенные юридические познания, но еще не сформировалась концепция законопослушания, так, что они не могут контролировать и регулировать свое собственное поведение в соответствии с законом, что отличает несовершеннолетних преступников от взрослых.

Серьезными проблемами семейного воспитания являются небрежное воспитание детей. Развод, раздел детей, повторный брак становятся все более часто встречающимися явлениями, приводящими к негативным изменениям в составе семьи, где дети (подростки) живут без достаточной поддержки и надлежащего контроля со стороны родителей.

ru Русский
X
Перейти к содержимому